Государственное управление в административно-политической сфере
Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключительно федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в их отношении лишь координирующую роль.
Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и государственными органами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае, если эти отношения не урегулированы органами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-политической сфере осуществляется либо соответствующими отделениями федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного ведения) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше условия.
Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязательств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, вытекающих из Устава ООН.
Основа военной организации государства — Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). К выполнению задач обороны привлекаются также Пограничные войска Федеральной пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) (последние привлекались до 2003 г.), войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при других федеральных органах исполнительной власти. С их деятельностью тесно связана работа Российского агентства по обычным вооружениям и Российского агентства по боеприпасам.
Управление в области обороны осуществляется только федеральными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РФ, являющийся по должности Верховным Главнокомандующим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнении в запас, назначает и освобождает от. должности высшее командование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.
Важные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно проводит необходимые меры по организации обороны и государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными, средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, командующие военными округами, другие военачальники.
Министерство обороны РФ отвечает за состояние и развитие Вооруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисциплины. Министр обороны входит в Правительство РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ. Министерство обороны в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (1996) разрабатывает предложения о концепции Вооруженных Сил, программу вооружений, заказывает и финансирует производство военной техники, продовольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обороны. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе органы управления видами Вооруженных Сил. Их возглавляют главнокомандующие видами войск (военно-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим подчинены главные штабы видов войск и другие службы.
Генеральный штаб — основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строительству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу оборудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспективное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ.
Похожие работы:
- Государственное управление в административно-политической сфере
Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстици...
- Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
Территория любого государства состоит из различных территориальных единиц. Выше уже говорилось о субъектах федерации и территориальных автономиях разного рода. Кроме того, за исключением мелких остров...
- Государственное управление в сфере экономики
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к эк...
- Государственное управление в сфере культуры и идеологии
Сфера культуры и идеологии — деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование в какой-то мере распространяется и на нее. Выше уже говорилось о конституционных нормах, разрешающих ил...
- Государственное управление в сфере социальных отношений
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например,...